Проект НПА

Утверждена
постановлением Правительства

Брянской области
от ______________.  №  _____

 Региональная программа

«Повышение качества питьевого водоснабжения Брянской области в рамках реализации федерального проекта «Чистая вода» на 2019-2024 годы»

Паспорт программы

Наименование

программы

«Повышение качества питьевого водоснабжения Брянской области в рамках реализации федерального проекта «Чистая вода» на 2019-2024 годы» (далее- программа)
Основание для

разработки

программы (дата принятия решения о разработке)

— Постановление Правительства РФ от 30.01.2019 N 62

— Приказ Минстроя России №253/пр от 30.04.2019г.

Государственный заказчик программы — Правительство Брянской области
Заказчик

программы

— департамент топливно-энергетического комплекса и

жилищно-коммунального хозяйства Брянской области

Основной

разработчик

программы

— департамент топливно-энергетического комплекса и

жилищно-коммунального хозяйства Брянской области

Цель

программы

— обеспечение к 2024 году достижения значения показателя «Доля населения Брянской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения» 89,4 %,

— обеспечение к 2024 году достижения значения показателя «Доля городского населения Брянской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения» 99,6 %

Задачи программы  -Повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса
Перечень основных мероприятий программы — строительство и реконструкция (модернизация) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки,
. Сроки и этапы реализации программы 2019-2024 гг.,  один этап
Исполнители

и участники программы

—  департамент топливно-энергетического комплекса и

жилищно-коммунального хозяйства Брянской области;

— органы местного самоуправления (по согласованию)

-организации ВКХ муниципальных образований Брянской области

Объемы и источники финансирования  Общий планируемый объем  финансирования программы  из всех источников составляет 1 807 410 млн.руб.., в том числе по годам:

Областной бюджет:

2019г. – 591,985 млн.руб

2020г.-1 385,475 млн.руб

2021г.-2 941,597 млн.руб

2022г.-4 460,00   млн.руб

2023г.- 513 340,00 млн.руб

2024г.- 3 330,00 млн.руб

Федеральный бюджет:

2019г. –58 602,50 млн.руб

2020г.- 137 162,00 млн.руб

2021г.- 291 218,1 млн.руб

2022г.-441 210,00 млн.руб

2023г.-513 340,00 млн. руб

2024г.- 329 900,00 млн.руб

Местный бюджет:

2019г. –597,924 млн.руб

2020г.- 1 399,47 млн.руб

2021г.- 2 971,31 млн.руб

2022г.- 4 500,00 млн.руб

2023г.- 5 240,00 млн.руб

2024г.- 3 370,00 млн.руб

Показатели программы -Доля городского населения  Брянской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения

-Доля населения Брянской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения

 Эффективность  реализации программы -Оценка эффективности использования субсидии будет осуществляться путем сравнения установленных значений результативности использования субсидии, которым является доля населения региона, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, и фактически достигнутых значений этого показателя на конец отчетного периода.
Система организации контроля за реализацией программы — организацию управления программой и контроль за ходом её реализации осуществляет заказчик программы
  1. Характеристика текущего состояния водоснабжения на территории Брянской области

Гарантированное обеспечение каждого гражданина России чистой питьевой водой, безопасность водопользования являются важнейшими направлениями социальной политики государства, лежащими в основе благополучия человека и определяющими качество его жизни.

По данным Роспотребнадзора более половины населения страны вынуждено использовать для питьевых целей воду, несоответствующую по ряду показателей установленным нормативам, почти треть граждан получает воду из источников водоснабжения без соответствующей водоподготовки, население ряда регионов страдает от недостатка питьевой воды и отсутствия, связанных с этим надлежащих санитарно-бытовых условий проживания.

В настоящее время  в Брянской области 30 тыс. населения, проживающих в 901 населенном пункте вообще не имеют систем водоснабжения, что негативно отражается на водно-питьевом балансе территорий и является основной причиной распространения различных заболеваний.

Самой острой и нерешенной  остается в отдельных населенных пунктах области проблема повышенного содержания в подземных водах: нитратов (Комаричи, Брасово, Локоть, Севск), стронция (г.Дятьково), железа (практически на всей территории области).

Ограничение роста тарифов на услуги организаций коммунального комплекса привело к снижению их доходной части, одновременно к росту себестоимости коммунальных услуг в связи с удорожанием энергоносителей и к сокращению расходов на ремонтные и восстановительные работы коммунальной инфраструктуры.

Сложившее положение требует системного подхода к проблеме обеспечения населения качественной питьевой водой и принятия мер по охране и рациональному использованию источников питьевого водоснабжения, реконструкции и строительству объектов водопроводно-канализационного хозяйства, а также по повышению инвестиционной привлекательности отрасли.

С 2015 по 2018 годы в рамках подпрограммы «Чистая вода» государственной программы «Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области» (2014-2020 годы) построено и реконструировано 72,8 км сетей водоснабжения, 29 артезианских скважин, 16 наземных насосных станций, 16 водонапорных башен. Качественным устойчивым водоснабжением обеспечено более 70  тысяч человек. Вместе с тем, учитывая значительную стоимость реализации мероприятий, решить их без участия федерального бюджета крайне затруднительно.

Вопрос обеспечения населения качественной питьевой водой определен в 2018 году в майском указе Президент Российской Федерации В.В. Путин. Правительством Российской Федерации разработаны национальные проекты по 12 направлениям социально-экономического развития страны, одним из которых стал национальный проект «Экология». В состав данного нацпроекта вошел и  федеральный проект «Чистая вода», направленный на повышение качества питьевой воды в субъектах России.

Для практического выполнения, предусмотренных федеральным проектом мероприятий, разработан паспорт регионального проекта «Чистая вода», рассчитанный с 2019 по 2024 годы.

Паспортом определены цели, задачи, финансовое обеспечение, показатели и основные мероприятия его реализации.

В соответствии с паспортом регионального проекта всеми муниципальными образованиями проведена инвентаризация объектов водоснабжения.

По итогам инвентаризации установлено, что в системе жилищно — коммунального хозяйства Брянской области функционирует 1862 объекта водозабора, 5 объектов водоподготовки, 38 водонасосных объектов и 7464,2 километра водопроводных сетей, насчитывается 1790 источников водоснабжения. Определены населенные пункты, на территории которых питьевая вода не соответствует требованиям качества.На сегодняшний день, доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения  составляет – 82,58%; доля городского населения Брянской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем центрального водоснабжения — 97,8%.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы:

— обеспечение к 2024 году достижения значения показателя «Доля населения Брянской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения» 89,4 %,

— обеспечение к 2024 году достижения значения показателя «Доля городского населения Брянской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения» 99,6 % .

Достижение цели программы будет осуществляться решением следующих задач:

-повышение качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения с использованием перспективных технологий, включая технологии, разработанные организациями оборонно-промышленного комплекса

3. Сроки и этапы реализации программы  Срок реализации подпрограммы – 2019-2024 годы, один этап  4. Перечень  мероприятий программы.

Программа предусматривает реализацию строительных, технических и технологических мероприятий, направленных на повышение качества водоснабжения населенных пунктов Брянской области.

Основными мероприятия программы являются:

— строительство и реконструкция (модернизация) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки,

5. Механизм реализации программы

Механизм реализации подпрограммы определяется департаментом жилищно-коммунального хозяйства Брянской области и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих их выполнение.

Участники программы:

— несут ответственность за реализацию мероприятий  программы;

— осуществляют координацию и согласование действий по подготовке и реализации мероприятий программы;

— ежегодно по итогам выполнения мероприятий подпрограммы проводят анализ достигнутых показателей, уточнение целевых индикаторов и затрат по мероприятиям подпрограммы.

В качестве участников программы будут привлекаться  в установленном порядке органы местного самоуправления муниципальных образований Брянской области.

Для участия в программе рассматриваются и принимаются объекты, имеющие проектно-сметную документацию и положительное заключение государственной экспертизы.

Критериями отбора для участия муниципальных образований в программе являются:

наличие разработанной и утвержденной муниципальной  программы повышения качества питьевого водоснабжения;

наличие в бюджетах муниципальных образований бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий  соответствующего расходного обязательства муниципального образования;

подтверждение обязательств по финансированию муниципальной программы из средств местного бюджета.

  1. Ресурсное обеспечение программы

Ресурсное обеспечение программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Брянской области и местных бюджетов муниципальных образований.

Финансирование мероприятий программы за счет бюджетных средств осуществляется через государственных заказчиков (исполнителей) программы – департамент жилищно-коммунального хозяйства Брянской области.

Объемы финансирования мероприятий программы подлежат ежегодной корректировке по мере выполнения проектно-изыскательских работ.

Объем финансирования программы по годам реализации представлен в таблице № 2.

Таблица №2

п/п

Источники финансирования Объем финансового обеспечения реализации по годам                       (млн. рублей) Всего
(млн. рублей)
2019 2020 2021 2022 2023 2024
1 Всего по региональному проекту, в том числе: 59,79 139,95 297,13 450,17 523,77 336,60 1 807,41
2 федеральный бюджет 58,60 137,16 291,22 441,21 513,34 329,9  1 771,43
2.1 из них межбюджетные трансферы бюджетам муниципальных образований 58,60 58,60 291,22 441,21 513,34 329,9  1 771,43
3 бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
3.1 из них межбюджетные трансферы бюджету (ам)
4 консолидированный бюджет Брянской области 1,19 2,79 5,91 8,96 10,43 6,7 35,98
4.1 из них межбюджетные трансферы бюджетам муниципальных образований 1,19 2,79 5,91 8,96 10,43 6,7 35,98
5 внебюджетные источники
  1. Целевые индикаторы программы

7.1. Доля городского населения Брянской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения

7.2. Доля населения Брянской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения

  1. Расчет бюджетной эффективности

Показатель бюджетной эффективности определяется как соотношение объема инвестиций из федерального бюджета, направляемых на данный объект, к плановому показателю увеличения доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, и вычисляется по формуле:

где

V – объем инвестиций из федерального бюджета, тыс. рублей;

P – прирост доли населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, приведенный к общей численности населения субъекта Российской Федерации, процент;

E – показатель бюджетной эффективности, рублей/процент.

Исходя из заполненных муниципальными образованиями Брянской области  сведений в АИС «Реформа ЖКХ» произведен расчет бюджетной эффективности по  населенным  пунктам с наибольшим количеством населения.

Значение показателя  эффективности использования бюджетных средств  представлен в Приложении № 1 столбец 11.

  1. Организация управления реализацией подпрограммы

и контроль за ходом ее реализации

Текущее управление программой осуществляет ее заказчик:- с учетом ежегодно выделяемых на реализацию программы средств распределяет их по программным мероприятиям;- обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы. Заказчик программы до 31.12.2019г. и далее ежегодно  направляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства отчет о выполнении условий соглашения. — ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, подробную информацию об использовании средств, выделенных на реализацию программы, справочную и аналитическую информацию о реализации программы (нарастающим итогом); — по завершении срока реализации программы в отчетном году доклад о выполнении программы.

10. Последствия реализации программы, оценка внешних условий и рисков ее реализации

Ожидаемые результаты, реализации мероприятий, предусмотренных программой, позволят:        — довести качество подаваемой воды до норм  действующих стандартов;      — обеспечить бесперебойное и в необходимом количестве снабжение    питьевой  водой  населения  Брянской  области,      — достичь минимального показателя аварийности основного жизнеобеспечивающего оборудования объектов водоснабжения и водоотведения;          На решение задач и достижение целей программы могут оказать влияние следующие риски:          — нормативно-правовые риски. Реализация программы во многом определяется  нормативной правовой базой, регулирующей механизм её реализации. Задержка принятия запланированных  нормативных правовых актов может существенно снизить результативность программы;        — макроэкономические риски, обусловленные влиянием изменения состояния финансовых рынков и деловой активности, которое может отразиться на стоимости привлекаемых средств и ресурсов.         — муниципальные риски. При реализации мероприятий по повышению качества питьевой воды   возможно появление объектов незавершенного строительства в результате задержки финансирования со стороны муниципальных образований Брянской области.  11. Оценка эффективности

Оценка эффективности использования субсидии будет осуществляться путем сравнения установленных значений результативности использования субсидии, которым является доля населения региона, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, и фактически достигнутых значений этого показателя на конец отчетного периода.